Главная / Выставки / Художественная галерея имени Заслуженного художника России Фомичева Василия Осиповича


Подарок городу – коллекция картин

   Коллекция живописи, состоящая из 140 картин Василия Осиповича Фомичева, была подарена городу Саратову вдовой художника Марией Петровной после смерти мужа в 1992 году. С того же времени и начиналась активизация деятельности М.П. Фомичевой по организации галереи для постоянного экспонирования и хранения картин. Большинство поклонников творчества Фомичева отзывалось и поддерживало благое начинание. Здесь были друзья, художники, представители власти, общественность. 8 октября 2003 года, наконец, состоялось долгожданное открытие галереи им. В.О. Фомичева в помещении Саратовской организации Союза художников России. И сразу же началась интенсивная жизнь галереи, где экспозиции стали сменять одна другую, где постоянно увеличивался поток посетителей. Коллекция галереи явилась своеобразным притягательным стержнем всего остального творческого наследия художника. Ведь каждая экспозиция выстраивалась по принципу представления художественного наследия Фомичева в новом, еще незнакомом зрителю свойстве. Прежде всего, определялась главная тематика конкретной выставки, основу которой составляли картины из галереи. Дальнейшее составляющее выставки предусматривалось как дополнение ее из других коллекций – как частных, так и музейных. В результате, на удивление даже самому искушенному зрителю, Фомичев – живописец раскрывался все в новых и неожиданных аспектах творчества, а значит, во всей своей полноте и целостности. Наряду с большими тематическими полотнами («Троицкий собор» (1991), «Пугачев на Соколовой горе» (1949), можно было увидеть и небольшие быстро написанные этюды. Подобный вид экспонирования для студентов и начинающих живописцев становился настоящим мастер-классом. Приоткрытая дверь в кухню художника давала возможность ощутить весь трепет и упоение, с каким относился мастер к своей «королеве» - живописи. Зритель начинал себя чувствовать, как бы соучастником события живописи как таковой.
   Преданность профессии, любовь к свободе, волжскому простору – все это определило особый стиль жизни незаурядной личности Фомичева. Трудно вмещается в понимание обычного человека столь невероятная одержимость творчеством. Художник большую часть жизни проводил на воде, покачиваясь как в колыбели вдохновения в своей любимой лодке-«гулянке». С ранней весны до поздней осени он писал с натуры пейзажи под открытым небом. И только зимой появлялся в мастерской, где работал над большими картинами. Через всю жизнь он пронес верность традициям реалистической живописи. С большим уважением относился к той школе, которую прошел в Саратовском художественном училище (окончил его в 1947 году), обучаясь у Б.В. Миловидова и В.Ф. Турова.
   Сам он родом из деревни (родился в 1924 году в селе Елховка Татищевского района Саратовской области), хорошо чувствовал и понимал русскую сельскую глубинку с ее полями, базарами, уютными двориками и запряженными лошадками. Одна из выставок, проводимых галереей, была посвящена целиком деревенской тематике. Возможности коллекции для выставки оказались довольно многоплановы. В результате экспозиция получилась как бы явлением переклички, напоминанием о традициях: от Серова, Коровина, Пластова к Фомичеву. Сам же Василий Осипович своих пристрастий к кумирам тоже никогда не скрывал. Оказавшись собранными вместе на одной выставке – картины создавали, словно, единый оркестр: («Сельский двор» (1965), «Базар в Хвалынске» (1952), «На межколхозной мельнице» (1983), «Заготовка капусты» (1976), «У Крытого рынка. Базарный Карабулак» (1978), «Лошадка» (1981), «Лошадка» (1974), «Хлебные поля» (1981), «Родные поля» (1986), «Лошадки в санях. Теплеет» (1964). Во всем словно прослеживается единая мелодия – то ностальгически грустная, то задушевная как народная песня, как поэзия Некрасова или Есенина. Все выглядело, как бы вне времени, только узнавалось что-то типическое, родное и близкое, чувствовалось состояние сопричастности к этому российскому естеству жизни. Но особым возвышенным величием покоряли зрителя волжские пейзажи. Собранные в единый аккорд выставочного пространства, различные по эмоциональному состоянию, разнообразные по размеру, колориту, манере исполнения, дополняя друг друга, они также выстраивали с наибольшей полнотой и выразительностью единый эпический образ Родины. Не случайно одна из выставок, посвященных Волге, так и называлась «Нет России без Волги» (открытие ее состоялось накануне Дня Победы). Волжская тема, как основная в творчестве Фомичева, наиболее полно представлена в коллекции. А это значит, что есть возможность составлять различные по образной выразительности выставки. Есть в коллекции большие программные полотна, которые в экспозиции буквально «стену держат». Это «Набережная. Вид на Саратов» (1988), «Над Волгой. Село Рыбное» (1977), «Пейзаж с дебаркадером» (1960). И особо подробно представлен в коллекции художник своими любимыми картинами-пейзажами. Это, в основном, небольшие по размеру, но очень разнообразные по образному воплощению произведения. Фомичеву нравились переходные состояния природы – ранняя весна или предзимье, где он мог бесконечно следовать за нюансами, богатством цветовых и тональных переливов. С рождением каждой новой картины могло приходить неожиданно новое и новое колористическое открытие. Бесконечное разнообразие волжских мотивов влекло художника то вдоль высоких берегов Большой Волги, то вдруг, он мог оказаться в тихих протоках, только ему одному известных («Первая зелень» (с коровами) (1992), «Серый день» (1991), «Осенний день с голубыми лодками» (1976), «Первый снег на Волге» (1979), «Осень» (1974), «Солнечный день» (1980), «Серебристая Волга» (1979), «Пробуждение» (1992), «Протока» (1975), «Бобровый Ерик» (1989), «Скалистый берег» (1974), «Серый день на Волге» (пароход) (1972), «Апрельский лед» (1992).
   Значительное внимание художник уделял натюрморту и портрету. Натюрморты чаще всего обильные – с рыбой, фруктами, цветами – исполнялись осязаемо, интенсивно в цвете. («Арбузы. Натюрморт» (1992), «Сирень. Натюрморт» (1989). Портреты обычно, близких ему людей выполнялись достоверно, искренне. Фомичев в портретном жанре мог разрешать сложные задачи, создавая образы современников, передавая красоту индивидуального характера, выразительные особенности профессии, выявлял и характерные особенности профессии с непосредственностью конкретного состояния («Портрет учительницы - Ветерана труда» (1978), «Колхозница» (1962), «Девушка в голубой косынке» (1954), «Портрет Н.А. Чечневой» (1982), «Портрет сварщика Б.Ф. Борисова» (1980), «Рыбак» (1952).
   На настоящий момент коллекция из 140 картин способна наиболее полно и многогранно представлять творчество художника. На основе коллекции формируются многочисленные экспозиции. Картины Фомичева как в галерее его имени, так и на других выставочных площадях города: школах, музеях, административных помещениях.


Н.М. Никифорова
Музеи России Яндекс.Метрика