«Современники в «Современнике»: Н.А.Некрасов, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов»

Передвижная выставка – результат межмузейного проекта «Триумвират Николаев», участниками которого стали три литературных музея: музея - усадьбы Некрасова (Карабиха), музея-усадьбы Чернышевского (Саратов) и музея Добролюбова (Нижний Новгород). Сообщество литературно-мемориальных музеев создало проект, позволивший увидеть союз трех значительнейших деятелей русской культуры 60-х годов 19 века. Передвижная выставка «Современники в «Современнике»: Н.А.Некрасов, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов» во многом основана на материалах выставки «Триумвират».

Первый раздел посвящен журналу «Современник», который явился своеобразным «местом встречи» героев экспозиционного повествования. Материалы раздела рассказывают о журнале, основанном Пушкиным; с 1846 года «Современник» редактировали Н.Некрасов и И.Панаев. Сюда в 1853 году приходит Н.Чернышевский, а в 1858 - здесь начинает активно сотрудничать самый молодой член триумвирата - Добролюбов. Именно на период их сотрудничества приходится становление нового «Современника»: из журнала литературного он превращается в общественно-политический. Издание приобрело невиданную популярность. В разделе представлена не только роль и значение журнала в свете особенностей российской общественной жизни 1860-х гг., но и важнейшая роль старшего из Николаев - Некрасова. Журналист, критик, редактор, Некрасов собрал вокруг «Современника» лучшие литературные ь критические силы. В журнале печатались произведения Григоровича, Л.Толстого, Островского, Тургенева; в круге Некрасова были блестящие критики В.Боткин и Дружинин.

В экспозиции представлено «обязательное соглашение», которое предусматривало обязательства Григоровича, Толстого, Островского Тургенева печататься в «Современнике» в обмен на особые условия оплаты. Его действие не продлилось долго; эстетические разногласия между его участниками и новым направлением журнала привели к разрыву соглашения. Некрасов остро чувствовал запросы нового читателя, он понимал, что роль журналов в общественной жизни России 1860-х гг. меняется так же, как представления о роли писателя и литературы в целом.

Документы раздела, фотографии авторов журнала на разных этапах его существования позволяют говорить о процессах и их участниках, сделавших журнал и его «молодую редакцию» кумиром нового поколения. Сложный выбор, который пришлось сделать Некрасову в спорах сторонников «чистого искусства» с вновь пришедшими в «Современник» разночинцами Чернышевским и Добролюбовым, основывался на общности представлений издателя журнала и его молодых сотрудников.

Представлен титульный лист журнала «Современник» 1837 года - выпуск, посвященный его создателю, А.С.Пушкину. На картине Казмичева «В редакции «Современника» - интерьер квартиры Некрасова; здесь же -фотография Авдотьи Панаевой, гражданской жены Некрасова, долгие годы активно участвующей в журнале «Современник» как автор, трогательно заботившейся о Добролюбове во время его болезни (Некрасов поселил Добролюбова в своей квартире).

Второй раздел посвящен Чернышевскому. Материалы раздела содержат документы и фотографии, рассказывающие о работе Чернышевского в «Современнике», об отношениях Чернышевского с Некрасовым и Добролюбовым. Представлена страница рукописи - рецензия Чернышевского на сборник стихотворений Некрасова 1856 года, также представлена страница этого издания из фондового собрания музея Чернышевского. Сборник принадлежал семье Чернышевских, о чем свидетельствуют записи на титульном листе книги. Книга содержит записи читателя, который вносил в книгу исправления искаженного цензурой стиха. Цензурный гнет приводил к приостановкам издания журнала; арестован и помещен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости Чернышевский; ходят слухи, что Некрасов не возвратится к изданию журнала. Но «Современник» объявляет о продолжении издания и о размещении на его страницах романа Чернышевского. Некрасов помнит о Чернышевском в годы его сибирской ссылки, помогая его семье; стихотворение « Пророк», посвященное сибирскому узнику, свидетельствует о безграничном уважении, которое поэт питает к своему соратнику. Представлены рукописные воспоминания Чернышевского о Некрасове с заметками Пыпина. Представлен титульный лист журнала «Современник» с библиографическим указателем статей журнала за 1846-56 годы, составленным О.С. Чернышевской.

Третий раздел рассказывает о младшем члене триумвирата - Николае Добролюбове. Встреча с Чернышевским определила судьбу двадцатилетнего Добролюбова. Материалы дают возможность представить активную деятельность нового сотрудника «Современника», с первых публикаций заявивших себя как зрелый критик. Недолгая жизнь Добролюбова наполнена яркими выступлениями на страницах журнала. Добролюбов был представителем нового поколения, и его воззрения на роль писателя, роль литературы в современной России были созвучны представлениям Некрасова и Чернышевского. С его приходом в «Современник» сформировался триумвират единомышленников, связанный и дружескими узами - невзирая на разницу поколений (Некрасов старше Чернышевского на семь лет, а Добролюбов младше Чернышевского на восемь).

В экспозиции представлен цензорский экземпляр «Свистка», сатирического приложения к журналу «Современник». Его душой, по словам Некрасова, был именно Добролюбов, печатавшийся в «Свистке» под различными псевдонимами. В разделе рассказывается о поездке Чернышевского в Лондон для объяснений с Герценом в связи с конфликтом «Современника» и «Колокола». Конфликт возник из-за резких выступлений Добролюбова в «Свистке» в адрес обличительных материалов «Колокола». Встреча Герцена с Чернышевским запечатлена в картине «Чернышевский у Герцена в Лондоне» (С.Бойм).

Среди материалов раздела - картина, представляющая сцену похорон Добролюбова «Речь НГЧ на похоронах Добролюбова» (В.Кольцов). В речах Некрасова и Чернышевского над могилой звучала искренняя скорбь и высочайшая оценка роли личности их младшего соратника и друга. Чернышевский успел подготовить четырехтомное собрание сочинений Добролюбова. На одной из корректурных страниц - заметки рукой Чернышевского по поводу посвящения издания Авдотье Панаевой. Представлена копия раритетного экспоната из фондов музея-усадьбы Н.Г.Чернышевского - оттиск работы Добролюбова с его автографом - дарственной надписью Чернышевскому.

Имена героев выставки - Некрасова, Чернышевского, Добролюбова - являют целую эпоху в истории отечественной культуры и литературы 1850-60гг. «Современник» - журнал, основанный Пушкиным, с 1846 года издаваемый Некрасовым и Панаевым, стал той площадкой, на которой сложился «триумвират». Время его совместной деятельности составляет одну из значительных и ярких страниц в истории общественной мысли второй половины XIX века.

Выставка позволяет через судьбы Некрасова, Чернышевского, Добролюбова рассказать об истории литературных и общественных процессов России середины XIX века.

<<<Назад

Музеи России Яндекс.Метрика