«Михаил Николаевич Чернышевский. Хранитель, просветитель, летописец»

Имя младшего сына Николая Гавриловича Чернышевского, Михаила Николаевича, хорошо известно в связи с созданием в 1920 году музея Н.Г.Чернышевского - первого литературного музея в Саратове. Дело его жизни – сохранение памяти об отце - перерастая границы сыновней преданности, становится общественно-значимым деянием, призванным сохранить культурные ценности, общественные и семейные традиции, передать историческую память последующим поколениям.

В материалах, собранных и сохраненных М.Чернышевским, представлена 200-летняя история семьи с выдающимися и рядовыми именами, бурная общественная жизнь 1860-х годов 19 века, отражено становление нового общества в 1920-е годы. Эти экспонаты составили основу музейного собрания.

Среди рукописей, документов, мемориальных предметов выделяется коллекция из более 500 уникальных фотографий 1888-1924 годов, автором которых является Михаил Николаевич Чернышевский (19.10.1858 г., С.-Петербург –03.05.1924 г., Москва).

Значение фотографии, которой М.Чернышевский занимался на протяжении всей жизни, для сохранения мгновений ускользающего времени, он хорошо понимал. Любитель-фотограф стал настоящим профессионалом, получавшим награды на зарубежных и российских выставках. Первую награду он получил в 1891 году за представленный на конкурс парижского журнала Photo-Gazett фотопортрет своей жены Елены Матвеевны. В 1892 году на том же конкурсе работа М.Н.Чернышевского – фотография интерьера его квартиры – отмечена бронзовой медалью. В 1893 году М.Чернышевский как член Императорского Русского Технического общества получает свидетельство на право свободного фотографирования. Это давало возможность делать фотографические снимки зданий и видов местности как в столице, так и по всей России. Кроме того, свидетельство предоставляло право приобретать фотографические приборы и реактивы без особого административного разрешения. В 1897 году М.Н.Чернышевский вступил в члены Русского фотографического общества в Петербурге, на собраниях которого он выступал с докладами о развитии фотографии в России и выставлял собственные работы. На XVI Всероссийскую промышленную и художественную выставку в Нижнем Новгороде (1896г.) М.Н. Чернышевский был приглашен в качестве комиссара фотографического павильона; его работы на российских конкурсах 1990-х годов отмечены медалями и благодарностями.

После 1917 года М.Н.Чернышевский продолжает заниматься фотографией. В 1918 году в Комитете фотографии и фототехники при комиссариате народного просвещения, возглавляемом А.В. Луначарским, М.Н.Чернышевский значится в должности секретаря.

Коллекция фотографий М.Н.Чернышевского, часть которой представлена на выставке, очень разнообразна тематически. Фотограф творчески подходит к композиции снимка и к выбору момента фотосъемки. Кроме того, работы М.Н.Чернышевского характеризует высокое техническое мастерство; черно-белые фотографии сделаны на разнообразных образцах позитивных бумаг; использовалась, в частности, фотокамера Штирна. Разнообразны техники, в которых выполнены снимки – коллаж, панорама, автоснимок, «электрическая фотография», фототипия. В фотографиях М.Н. Чернышевский применяет ретушь; многие из них выполнены на бланках почтовой открытки; часто паспарту и рамки изготовлены самим фотографом. Видовые снимки запечатлевают памятные места Н.Г.Чернышевского, уголки России, пейзажи Волги, среднеазиатские путешествия фотографа по служебным надобностям его как чиновника Департамента железнодорожных дел. Особое внимание М.Н.Чернышевский уделяет фотографиям, посвященным Н.Г.Чернышевскому.

В коллекции представлены изображения людей, представляющих элиту художественной и научной интеллигенции рубежа XIX-XX веков – круг знакомых М.Н.Чернышевского. Среди них – русский религиозный мыслитель, философ В.С.Соловьев, академик – славист А.А.Шахматов, историк Н.П.Кондаков, художник К.К.Первухин, гравер В.В.Матэ и другие.

Особую иконографическую ценность составляют портретные и видовые фотографии, среди которых изображения семьи и близких М.Н. Чернышевскому людей. Это разнообразные снимки матери – Ольги Сократовны Чернышевской, жены - Елены Матвеевны, детей – Марианны, близнецов Лены и Нины, сына Николая, фотографии членов семьи Пыпиных.

Семейные хроники, автопортреты, виды Саратова, Астрахани, Петербурга – мест, связанных с именем Н.Г.Чернышевского, волжские пейзажи, известные люди и сценки народной жизни - снимки выполнены с удивительной художественной цельностью и свободой.

Выставка фотографий, представляющая часть музейной коллекции, позволит познакомиться с интереснейшим явлением культурного масштаба – фотолетописью жизни русского интеллигента в потоке ушедшего времени, послужит пробуждению интереса к отечественной истории, истории города, истории традиций семейного и общественного характера через «запечатленное мгновение», фотографический снимок.

<<<Назад

Музеи России Яндекс.Метрика