Выставка «Запечатленное время»

В музее Н.Г.Чернышевского открылась выставка фотографий братьев Леонтьевых, посвя-щенная 96-й годовщине основания музея и 80-летию образования Саратовской области.

Весь 2016 год проходит в Саратовской области под знаком знаменательной даты, – 80-летия образования нашего региона. Юбилейный для области год сопровождается различ-ными культурными мероприятиями и торжествами.

В конце сентября музей-усадьба Н.Г.Чернышевского отмечает свой очередной «день рождения», совершая еще один символический шаг к скоро грядущему 100-летию со дня ос-нования. Традиционно, к радостному для себя и всех горожан дню, музей готовит подарок – выставку. «Запечатленное время» – такое название получила она в нынешнем году. Тема вы-ставки, задуманной в рамках значительной для области даты, тесно связана с нашим родным городом. Экспонатами стали фотографии, сделанные краеведами и фотографами братьями Александром и Виктором Леонтьевыми, сумевшими сохранить и донести до нас ушедший в историю облик города. Их работы – зримое повествование о Саратове и саратовцах, город-ских окрестностях и замечательных уголках области.

Обращение сотрудников музея Чернышевского к творчеству Леонтьевых не случайно: оба брата работали в музее – в фондах сохранились документы и фотографии того периода. Для выставки своими раритетами поделились коллеги-музейщики: в экспозиции можно уви-деть экспонаты из Радищевского и областного краеведческого музеев.

Каждый экспонат – повод для интересного, подчас захватывающего повествования о событиях из истории города, о человеческих жизнях, вовлеченных в их водоворот. История, как известно, воплощается в судьбах конкретных людей, так и судьбы братьев Леонтьевых несут на себе отпечаток событий того времени, в котором довелось им жить. Времени слож-ном, противоречивом, неоднозначно оцениваемом и сегодня. Обо всем этом эмоционально рассказывает своей выставкой ее автор – заведующий экспозиционным отделом Д.Г.Сапожникова.

Фотолетописцы

Леонтьевых часто, и совершенно справедливо, называют фотолетописцами. Действи-тельно, в их работах, охвативших достаточно широкий хронологический диапазон, создана подлинная фотолетопись города. Им удавалось совмещать поистине несовместимое: скрупу-лезно и педантично, но одновременно, на редкость поэтично, авторы делали снимки саратов-ских улочек, скверов и парков, особняков и имений, покинутых прежними владельцами, по-степенно ветшающих и теряющих былое величие, церквей, обрекаемых на снос. Многое, из того что успел запечатлеть фотообъектив Леонтьевых, уже навсегда безвозвратно утрачено, и лишь на фотографиях перед нами открывается целый мир давно ушедшего прошлого. Ве-роятно поэтому, рассматривая изображения, порой сложно бывает узнать привычные город-ские места.

Словари определяют фотоаппарат как устройство для регистрации неподвижных изо-бражений. Как правило, так и происходит – фотоаппарат бесстрастно фиксирует окружаю-щее. Но у леонтьевских снимков есть удивительное свойство: они явственно передают от-ношение фотографов к снимаемому объекту. Свойство, заметим, присущее художественным полотнам. Такая эмоциональная подача рождает у зрителя ответное чувство, не оставляя его равнодушным созерцателем. Дмитрий Лихачев утверждал: «Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже плохонькие, – значит, у него нет любви к своему городу…». Работы Леонтьевых любовь к родному городу пробуждают. Несомненно!

«… занимался одним и тем же делом…»

Удивительно, но так проникшиеся духом нашего города Александр и Виктор не ко-ренные саратовцы. Они родились в Казани. На выставке имеются документальные материа-лы, иллюстрирующие биографию Леонтьевых. Любопытно, что младший из братьев – Вик-тор, рожденный матерью во втором браке, состоял в близком родстве со знаменитым скульп-тором П.К.Клодтом, тем самым, чьи непокорные кони украшают Аничков мост в Петербур-ге.

Из архивных документов музея-усадьбы Н.Г.Чернышевского известно, что Александр окончил 3 класса Боголюбовского рисовального училища, а Виктор – класс живой натуры Пензенского художественного училища. Оказавшись в 1918 г. в Саратове, братья посещали курсы «Высших саратовских Свобдно-Государственных художественных мастерских». Дву-мя годами спустя, Леонтьевы становятся научными сотрудниками Саратовского областного музея и членами подотдела музеев и охраны памятников Губернского отдела народного об-разования. С этого времени они увлеклись фотографией и посвятили свою деятельность изу-чению памятников Саратова и губернии. В анкетах указывали «общую специальность» – «искусствовед и краевед» и «узкую специальность по научно-исследовательской работе» – «памятники архитектуры и живописи на Нижней Волге».

В автобиографии, хранящейся в личном деле Александра Леонтьева, можно про-честь такие строки: «С 15 марта 1920 г. … под разными названиями занимался одним и тем же делом: изучением, учетом и охраной памятников революции, искусства и культуры при саратовских музейных органах и музеях в Саратове, губернии, Нижнее-Волжском крае, Са-ратовской области».

Леонтьевы верно оценивали время, в котором жили, хорошо понимая, что иногда единственно возможным способом «охраны» памятника могла стать лишь фиксация его на фотографии, «сохранение памятника не для жизни, а для истории русского искусства вообще и для истории культуры в местном крае в частности», – как писали они. В самом деле, мно-гие памятники именно так и были сохранены для нас братьями Леонтьевыми. Пришло время, и сегодня реставраторы при восстановлении архитектурных памятников обращаются к этим фотоснимкам.

Некоторое время Александр и Виктор работали в музее Н.Г.Чернышевского. В 1944 г. в «удостоверении», выданном Леонтьевым, директор музея, внучка Николая Гавриловича Нина Михайловна Чернышевская, записывает, что они «действительно ведут фото-исследо-вательскую научную работу для Дома-музея Н.Г.Чернышевского…». Многие уникальные, поистине драгоценные фотоснимки того периода, экспонируются теперь на выставке, при-чем некоторые – впервые. К примеру, фотографии похорон Н.М.Чернышевского – первого директора музея.

Словно подводя некий итог, Александр Леонтьев в 1954 г. напишет: «Наиболее ре-альным результатом своей работы считаю создание, совместно с братом В.В.Леонтьевым, фонда негативов… с памятников революции искусства и культуры в Нижнее-Волжском крае».

Картинка на стекле

В фондах трех музеев хранятся коллекции фотографий и негативов, сделанных Леонтьевыми, причем некоторые негативы представляют собой стеклянные пластинки. Вряд ли можно ошибиться, утверждая, что большинство наших сегодняшних молодых современни-ков, живущих уже в эру цифровой фотографии, знают, что до изобретения фотопленки такие пластинки были единственным носителем негативного изображения. Музейная выставка по-зволяет увидеть и уникальные фотографии, отпечатанные с этих хрупких, требующих бе-режного обращения и особых условий хранения, стеклянных негативов, и сами пластинки.

Между тем, печать фотографий с фотопленки – настоящее волшебство, когда в тем-ноте, в свете специального фонаря, на только что пустовавшем листочке фотобумаги, погру-женном в специальный раствор, в котором меняются местами светлое с темным, таинствен-ным образом вдруг начинают проступать контуры изображения. И вот он уже виден – этот пойманный объективом фотоаппарата ускользавший миг времени. Пойман и сохранен!

Знатоки подтвердят, что печати предшествует очень долгий и трудоемкий многоэтап-ный процесс с использованием огромного количества предметов и химических препаратов. Кстати, некоторые приспособления, которыми пользовались Леонтьевы (и еще не одно по-коление фотографов!) в качестве экспонатов заняли свое место на выставке «Запечатленное время».

Связующая нить времен

Фотографии Леонтьевых, рисунки, документы, письма, книги, представленные на вы-ставке, не имеют цены, как вообще не существует цены у мемориальных вещей. Это наша история, память о прошлом, без которой невозможно существование ни одного человека, ни общества в целом. А хранит это прошлое, не давая ему исчезнуть бесследно, музей, держа в своих руках тонкую нить времен, связующую поколения.

Пожалуй, стоит прийти в музей!

Старший научный сотрудник музея-усадьбы Н.Г. Чернышевского Ольга Прокофьева

Выставка работает до 30 ноября 2016 г.

А. и В. Леонтьевы в саду усадьбы Чернышевских. 1961 г. Снимок Мельникова.

А. и В. Леонтьевы в саду усадьбы Чернышевских. 1961 г. Снимок Мельникова.

Кинооператор В.В. Торчинский на съемке Дома-музея. 1945 г. Снимок братьев Леонтьевых.

Кинооператор В.В. Торчинский на съемке Дома-музея. 1945 г. Снимок братьев Леонтьевых.

На открытии выставки

На открытии выставки "Запечатленное время".

<<<Назад

Музеи России Яндекс.Метрика