«Сказ о Чернышевском: век XIX - век XX»

Имя Чернышевского, его личность, его деятельность представляют значительную страницу в истории общественной мысли России 60-х гг. XIX века. Литературоведы, историки, философы, экономисты, социологи обращаются к его наследию, и сегодня невозможно говорить о проблемах этого времени без разговора об одном из главных его деятелей — Николае Чернышевском. Но особенность сегодняшней выставки - в попытке проследить, как живет во времени не только учение Чернышевского, но и его образ — богатейшие материалы музейной коллекции дают эту возможность. Время отражается и в череде изображений Чернышевского; преображается и родовой дом — от реального жилища в рисунке Веры Пыпиной 1880-х гг. — к изображению дома, ставшего музеем — «места памяти»... Каждое последующее поколение все пристальнее всматривается в детали биографии нашего героя, пытается «оживить» прошлое, отыскивает свидетельства, позволяющие увидеть образ более объемным. Сама история жизни Николая Чернышевского, значительность его личности давала возможность художнику увидеть его образ в героическом ракурсе — и к этому были веские основания.

Чернышевский становится сказовым героем уже при жизни. Вера в его свехъестественное влияние на общество толкнуло Достоевского просить Чернышевского о прекращении пожаров в Петербурге; эта же вера порождала страх, который диктовал доносы с призывами арестовать Чернышевского, ненависть, которая отзывалась радостью по поводу этого ареста в приватных письмах великого князя Константина брату — императору Александру II.

Боготворившая Чернышевского часть общества остро ощущала неправедность судилища и приговора. Уже поэтому Чернышевский становится героем, борцом, особенным человеком. Уже тогда зарождается сказовое осмысление его личности и жизни, предполагающее сверхчеловеческие качества, почти совершенство.

Н.Некрасов в «Пророке» (1874), посвященном Чернышевскому, возносит его образ до высот самопожертвования, сравнимых с вершиной христианского подвига:

«Его еще покамест не распяли,

Но час придет — он будет на кресте;

Его послал бог гнева и печали

Рабам земли напомнить о Христе»

Несомненно, в личности Чернышевского современников привлекала его общественная роль. Особенно значимым это оставалось и для последующих поколений.

Ключевыми эпизодами биографии Чернышевского, служившими сюжетом для художников, были страницы, которые характеризуют Чернышевского как властителя дум, общественного деятеля, как символ несгибаемости, символ верности идее, готовности пожертвовать собой во имя свободы для народа.

Арест, судилище, гражданская казнь, каторга, отказ Чернышевского просить помилования, неоднократные попытки организовать его побег — из этих эпизодов складывается героическая история, повесть о жизни-подвиге. Работы советских художников 30-х-50-х годов XX века показывают человека, несломленного и в трагическом столкновении с правительственной машиной. Героизация остается актуальной и в последующих десятилетиях — она обусловлена обращением к тем же ключевым моментам в биографии Чернышевского.

Вместе с тем можно проследить, как возникает иной взгляд на тему Чернышевского — рождаются работы, связанные с его детством и деятельностью; особое место начинает занимать изображение родового дома Чернышевских, ставшего музеем, ставшим «местом памяти». Память обретает особый поэтический отсвет, окрашивающий полотна художников личностным, лирическим восприятием. Появляются полотна, в которых является поэтический образ жизни дома и его обитателей, своего рода мечта, сон о прошедшем. Это известность имени, исходящая из глубин общественного сознания — и это не интерес научного сообщества, а существование имени Чернышевского в своего рода сказовой, фольклорной среде. Жизнь образа Чернышевского порой приобретает абсолютно неожиданные — лубочные формы - те же сюжеты, но представленные в совершенно легендарном осмыслении. Невольно вспоминается легенда, услышанная В.Короленко от якутских ямщиков, где Чернышевский оказывался генералом, сенатором — и народным заступником.

В современном городском лубке — эти народные картинки были формой массового народного участия в жизни общества с древнейших времен — смещение времен и исторических личностей, Чернышевский предстает как былинный, сказовый герой, он на равных в пантеоне легендарных персонажей — таких в том числе, как Емельян Пугачев. В этих сказах герои — разновременные! - взаимодействуют - в своем сказовом мире они вступают в диалоги, помогают друг другу, ходят друг к другу в гости... В так своеобразно утверждающих значение Чернышевского современных лубках проявляется активная социальность современного мастера — он выстроил масштабный мир ценностей, мир народных представлений о народных героях.

В некрологе по поводу смерти Чернышевского («Гражданин», 1889), автор, князь Мещерский, превознося дарования и таланты Чернышевского, бранит «соблазнивших» его либералов. Текст начинается так: «Умер Чернышевский — и имя это, в последний раз после большого промежутка, прозвучит кое-где... и замрет навсегда». Автор ошибся. Не замерло.

Д.Г.Сапожникова, автор выставки, заведующая экспозиционным отделом.

<<<Назад

Музеи России Яндекс.Метрика