"Стезею правды и добра" (к 180-летию со дня рождения Н.А.Добролюбова)

Н.А. Добролюбов

31 марта в музее-усадьбе Н.Г.Чернышевского открылась выставка «Стезею правды и добра» (к 180-летию со дня рождения Н.А.Добролюбова).

Выставка посвящена Н.А.Добролюбову – литературному критику, публицисту, поэту, прозаику. Его дарования полнее всего явили себя на страницах журнала «Современник», где он в составе «триумвирата» Николаев – вместе с Некрасовым и Чернышевским – ознаменовал целую эпоху в истории отечественной культуры.

Выставка носит название «Стезею правды и добра» – этой строкой из стихотворения Добролюбова «На тост в память Белинского», написанного в 1858 г., можно обозначить тот тернистый путь, который был пройден и самим Добролюбовым, и его близкими сподвижниками.

История нашего отечества изобилует переломными периодами, в которые, порой, решалась судьба страны. Одним из наиболее значимых и сложных из них является «эпоха реформ» 60-х годов XIX века, наложившая неизгладимый отпечаток на русскую культуру. Своеобразие эпохи всегда выражается через судьбы лучших ее представителей. Яркий тому пример – жизненный путь Чернышевского и Добролюбова, представителей разночинной интеллигенции, вырвавшихся «из духоты семинарий» и ставших подлинными «властителями дум» своего поколения.

Особенности политического строя и цензуры в России сделали единственно возможной и относительно свободной трибуной для высказывания личного мнения литературу и публицистику. На страницах журналов разных направлений активно обсуждались современные проблемы. Судя по тиражу и отзывам современников, самым популярным периодическим изданием того времени был «Современник», руководимый Некрасовым, Чернышевским и Добролюбовым.

Блестящие образцы критических разборов литературных произведений на страницах «Современника» дал Н.А.Добролюбов, по праву считавший себя идейным наследником Белинского и продолжателем его традиций в русской литературе. Исключительно велик вклад Добролюбова в историю передовой русской литературной критики и эстетической мысли. Даже современники, не принимавшие его взглядов, отдавали ему должное как блистательному критику.

Н.Г.Чернышевский стал первым биографом Добролюбова, заложил основу для дальнейших разысканий и изучения произведений рано ушедшего «юноши-гения». На средства «Современника» было предпринято издание сочинений Добролюбова – уже в марте 1862 г. из печати вышел первый том. Это издание стало сенсацией, подлинным открытием – ведь имя Добролюбова было всегда скрыто псевдонимом – блестящего публициста и критика для всей читающей России, и настоящим подвигом Чернышевского.

Творческое наследие Добролюбова и сегодня – объект пристального научного интереса исследователей. О неослабевающем интересе к нему свидетельствуют проводимые в музее Н.А.Добролюбова заседания Международной научной конференции «Добролюбовские чтения», а также многочисленные публикации в сборника х, издаваемых музеем Н.Г.Чернышевского по итогам ежегодных Международных научных чтений «Н.Г.Чернышевский и его эпоха».

Завещанием нам – потомкам Добролюбова – звучат слова, написанные им в его последнем стихотворении в 1861 г.: «Милый друг, я умираю, Но спокоен я душою... И тебя благословляю: Шествуй тою же стезею».

На выставке представлены интересные документы, редкие книги и журналы XIX века, литографии В.Ф.Тимма, портреты, графика, картины из фондов музея-усадьбы Н.Г.Чернышевского, а также материалы из единственного в России и в мире музея – Нижегородского государственного литературно-мемориального музея Н.А.Добролюбова. Выставка работает по 30 апреля 2016.

<<<Назад

Музеи России Яндекс.Метрика