УПРАВЛЕНИЕ ПО КУЛЬТУРЕ АДМИНИСТРАЦИИ МО «ГОРОД САРАТОВ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «Музей-усадьба Н.Г.Чернышевского»

Мелодии любви, мелодии борьбы, мелодии надежды…

Роману Н.Г. Чернышевского « Что делать?» - 150 лет.

Это произведение , при всем неоднозначном отношении к его художественным достоинствам, будоражит умы и сердца и сегодня.

Русская элита (не обязательно революционная) считала тексты Чернышевского своей библией.

До сих пор Чернышевский представляет собой загадку до сих пор неразрешимую и до сих пор таинственную.

Сама личность Николая Гавриловича Чернышевского, чем больше проникаешь внутрь его творчества, читаешь дневники и письма, статьи и воспоминания родных и его современников, предстает как личность поэтическая, романтическая, вызывающая и восторг и сострадание.

Как умно и тонко вплетает в сюжет Чернышевский музыку, которая позволяет размышлять по поводу невысказанной, но услышанной мысли в музыкальном сочинении.

Уже на первых страницах упоминается народная французская песня « Карманьола», песня эпохи революции 1789 – 1793 годов. Картина рисуется абсолютно мирная: «В то же самое утро, часу в двенадцатом, молодая дама сидела в одной из трех комнат маленькой дачи на Каменном острову, шила и вполголоса напевала французскую песенку, бойкую, смелую.» «Мы бедны, - говорила песенка, - но мы рабочие люди, у нас здоровые руки. Мы темны, но мы не глупы и хотим света. Будем учиться – знание освободит нас; будем трудиться - труд обогатит нас,- это дело пойдет, - это дело пойдет,- поживем, доживем.»

Вот вам по сути и главная тема романа, главная дорога к счастью, ответ на вопрос «Что делать?» Не повторить 93 год так откровенно описанный Виктором Гюго, не звать к топору, а решать проблемы несовершенного устройства общества самим, опираясь на опыт и рекомендации западных предшественников. Не слепо, а по – русски – щедро, умно. Только надо разобраться с самим собой, надо стремиться стать новым человеком.

И главная героиня раскрывает свой характер, свою душу, настроение через песню на стихотворение Некрасова «Тройка». При этом подчеркивается, что эта песня была популярна среди демократической молодежи, то есть передавала и настроение, и состояние мыслей времени.

«Что так жадно глядишь на дорогу?» Чего ждешь? На что надеешься?

«Знать забило сердечко тревогу?»…

Для интеллектуалов, начиная с петрашевцев, опиравшихся на французских социалистов – утопистов, было важно сосредоточить свои интересы не столько на политической организации общества, сколько на том, что называли «ежедневными, домашними (///) будничными отношениями людей (…) и которые « в сущности играют самую важную роль в вопросе человеческого». Ибо в конечном счете гармония чувств приведет к социальной гармонии. По дневнику мы знаем именно эти вопросы обсуждал Чернышевский с петрашевцем Александром Ханыковым. И впоследствии многое из этих рассуждений Чернышевский и положит в основу модели мира и модели личности эпохи. И это будет самый значительный вклад романиста – философа. Николай Гаврилович утверждал, новый человек должен формироваться и в литературе, и в частной жизни. Писатель обязан был подчинить свою личную жизнь требованиям той общественной роли, которую пропагандировал в своем творчестве, чтобы явить достойный образец на собственном примере. Этому постулату Н.Г.Чернышевский и следовал.

Далее героиня романа Вера Павловна решает свою судьбу, танцуя кадриль. Многие исследователи напрямую соотносят этот эпизод произведения с биографическим фактом из жизни писателя - его знакомство и первые ухаживания за Ольгой Сократовной Васильевой, ставшей в последствии его женой. Но сам танец, его исполнение – это чередование партнеров, своеобразный выбор, так как исполнитель проходит своеобразный круг и общается по средствам изменения фигур танца с каждым партнером. В сюжете романа танец «Кадриль» дважды встречается в сюжете романа и каждый раз принимаются судьбоносные решения главными героями. Этот танец как бы подчеркивает простую, свободную возможность личностного выбора.

Далее, Чернышевский откровенно признаваясь, что в решении конкретных вопросов устройства общества идет за Р.Оуэном ( помните, портрет этого философа – утописта висит на стене в комнате Лопухова ), рассказывает в романе о создании мастерской Верой Павловной. Для нас интересно, каким образом создается особая среда, воспитывающая «новых людей». «В труде и наслаждении общий человеческий элемент берет верх над личными особенностями: в труде мы действуем под преобладающим определением внешних рациональных надобностей; в наслаждении - под преобладающим определением других, также общих потребностей человеческой природы. Отдых, развлечение - элемент, в котором личность ищет восстановления сил от этого возбуждения, истощающего запас жизненных материалов, элемент, вводимый в жизнь уже самою личностью…»

Вера Павловна приносит в мастерскую книги. Читает вслух сама, затем по очереди читают сами работницы.. Они живут коммуной. Вместе отдыхают. Ходят в театр. И вот уже в мастерской поют арию Герцога из оперы Д. Верди «Риголетто». Оперный жанр – один из самых сложных и в какой –то степени элитарных жанров, до которого надо дорасти и в интеллектуальном и чувственных смыслах. Работницы мастерской обретают иной статус.

А знаменитый 4- ый сон Веры Павловны со сказочным хрустальным дворцом! И там – музыка! «И все песни, все песни - незнакомые, новые; а вот припомнили и нашу; знаю ее:

«Будем жить с тобой по –испански:

Эти люди – нам друзья,

Что душе твоей угодно,

Все добуду с ними я…»

Эти строки из стихотворения А.Кольцова «Бегство». Есть ли песня , не знаю. Но в романе ее поют те НОВЫЕ ЛЮДИ, ЛЮДИ ИЗ БУДУЩЕГО.

И финал романа, буквально, пронизан музыкой, при чем народной: «Выходила молода за новые ворота», «Стонет сизый голубочек» - это русские песни; а еще украинские, черкесские…

«Они живут весело и дружно, работают и отдыхают, и наслаждаются жизнью, и смотрят на будущее если не без забот, то с твердой и совершенно основательной уверенностью, что чем дальше, тем лучше будет»

В этом был убежден Чернышевский – «чем дальше, тем лучше будет». Ведь вырастет поколение новых людей, которые и перестроят мир так, что запас «жизненных материалов», подпитываемый музыкой, песнями, искусством будет неиссякаем.

Попова Лариса Александровна, старший научный сотрудник музея-усадьбы Н.Г.Чернышевского

<<<Назад

Музеи России Яндекс.Метрика