УПРАВЛЕНИЕ ПО КУЛЬТУРЕ АДМИНИСТРАЦИИ МО «ГОРОД САРАТОВ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «Музей-усадьба Н.Г.Чернышевского»

Василий Осипович Фомичев

1924 -1992

5 февраля 2014 в здании Администрации МО «Город Саратов» (Первомайская,78) открылась выставка к девяностолетию заслуженного художника России, талантливого саратовского живописца Василия Осиповича Фомичева. Этим событием в Саратове начинается Год культуры, объявленный в России в 2014 году.

Имя В.О.Фомичева хорошо известно как в нашей стране, так и за рубежом. Он сложился как зрелый мастер пейзажа со своими методами работы, характером и тематикой своего творчества. Лаконичным живописным языком художник рассказывал о главном - о неисчерпаемой красоте русской природы, о любви к родным местам, о величии - и чарующем покое - Волги, которая стала сквозной темой его искусства.

Натурный этюд был для мастера живой и естественной формой творчества, ведущей к полноте образной выразительности и свободе творческого высказывания. Натурные этюды давали художнику ощущение необходимого живого контакта с природой, позволяли сверять свойственное его дарованию тонкое чувство цвета с цветовым богатством окружающего мира. Неиссякаемым источником творческого вдохновения для художника были путешествия - по Волге, по саратовскому краю, по всей России.

В таких путешествиях создавались разнообразные натурные этюды, замечательные по свежести и непосредственности восприятия. Ряд представленных на выставке работ создавались Василием Осиповичем во время творческой поездки в Сочи, где он побывал в ноябре-декабре 1971 года.

В письмах к жене, Марии Петровне Фомичевой, художник рассказывает о впечатлениях от южного города, о сложностях восприятия экзотической природы, об особенностях цвета и освещения... Первоначально чужой город, чужая природа не вдохновляет художника: «Волга намного лучше... Дни большинство стоят серые ...». Не радовали и любимые этюды: «Пишу активно этюды, но что-то не получается. Все какие-то серые, грязные. Говорят, я не первый налетел на южный колорит... Думаю, одолею». Но постепенно мастер постигает своеобразие южного пейзажа. В письмах он говорит о красоте гор в районе Красной поляны, о горных ущельях, о морском просторе, который кажется скучным в штиль - и Фомичев с нетерпением ожидает шторма... «Там очень красиво... Можно бы написать красивую вещь... Ищу образ Сочи. В одном месте наклюнулся, красивый пейзаж - типичный для Сочи... Много интересного с крыш. Думаю пописать с высоты. Там очень красиво и проглядывается со всех сторон... Позавчера первый раз видел шторм и писал целый день море... В общем, начинаю раскручиваться...» Из поездки художник привозит множество этюдов: « Много начатых работ, хочется их немного дописать, много сырых этюдов... почти все придется поправлять дома... Местные ребята говорят, что я хорошо поработал». Он действительно «одолел», преодолел трудности, связанные с изображением южной природы, он нашел особенные ракурсы и способы передачи цветового богатства непривычного мира. Сочинский цикл картин написан уверенной рукой мастера, увидевшего сложный пространственный и цветовой рельеф южного города. В работах предстает образ, разительно отличающийся от привычного обличья волжских городов. Это так не похожие на отроги волжских гор темные массивы гор южных, закрывающие горизонт, массы зеленой листвы - поздняя осень, предзимье юга, увиденные и переданные с достоверностью художественного открытия.

Поэт Волги, певец среднерусской природы, Фомичев оставил в своих картинах образы южного провинциального Сочи семидесятых годов XX века - города, ставшего сегодня столицей зимней Олимпиады.

Полотна художника хранятся во многих музейных и частных собраниях, а в 2003 году в Саратове была открыта галерея имени Фомичева. Мария Петровна Фомичева передала городу 198 работ мастера. Ныне галерея входит в состав музея-усадьбы Н.Г.Чернышевского.

На выставке представлены работы из собрания М.П.Фомичевой и из фондов галереи имени В.О.Фомичева в музее Н.Г.Чернышевского.

Сапожникова Жанна Георгиевна, зав. экспозиционным отделом музея-усадьбы Н.Г.Чернышевского

<<<Назад

Музеи России Яндекс.Метрика