Несколько дней из жизни Чернышевского

24 июля этого года исполнилось 185 лет со дня рождения философа, писателя, выдающе-гося публициста, человека, во многом перевернувшего общественное сознание современ-ников, человека, идеями которого вдохновлялись последующие поколения, чьи мысли и се-годня актуальны, чья гражданская позиция и верность ей восхищала и будет восхищать любого мыслящего человека. Речь о Николае Гавриловиче Чернышевском. В музее-усадьбе нашего великого земляка к этой значительной дате было при-урочено открытие выставки «Несколько дней из жизни Николая Гавриловича Чернышев-ского». Ярко блеснул гений Чернышевского, озарив собою целую эпоху, обозначив гра-жданские ориентиры русского освободительного движения, задав вектор его развития. Можно лишь удивляться, сколько успел он сделать, несмотря на то, что судьба отвела ему лишь десять лет для непосредственного участия в общественно-политической жизни сво-его времени. Времени, в которое решалась судьба России, определялись пути ее дальней-шего развития. России служил этот мыслитель и гражданин – искренне, бескорыстно, самоот-верженно, руководствуясь своими идеалами и убеждениями, отказаться от которых его не могли вынудить никакие, даже трагические жизненные события. Еще 18-летним юношей Чернышевский записывает в дневнике: «Содействовать славе не преходящей, а вечной своего отечества и благу человечества – что может быть выше и вожделеннее этого?» С такими устремлениями вступает он в жизнь, как и всякий человек, даже не подозревая, как она сложится. Хотя для Чернышевского все же надо сде-лать оговорку: он всегда знал и видел – и это верно угадал в нем Н.А.Некрасов – «невоз-можность служить добру, не жертвуя собой». Такую жертву он предугадывал, не ведая лишь о том, какова она будет и когда будет принесена. В жизни многих людей бывают дни, когда судьба бесповоротно направляется в ту или иную сторону, определяя весь последующий путь человека. И в судьбе Чернышев-ского лишь время позволило выделить события и дни, в которые они вершились, которые можно определить как ключевые, переломные. Они и стали объектом внимания на пред-ставляемой музеем выставке. Каждый из дней по-своему значим, каждый дает ключ к по-ниманию не только личности героя, но и эпохи, его породившей. Автором выставки Д.Г.Сапожниковой взяты четыре дня из жизни Чернышевского, события которых, по ее мнению, составляют формулу его судьбы. Одно из бесспорных достоинств выставки состоит в том, что подобранные авто-ром документы, в которых приводятся различные точки зрения на события тех дней, дают возможность зрителю, как минимум, составить свое собственное мнение о личности Чер-нышевского и, что очень важно, попытаться осмыслить, а, возможно, и переосмыслить тот его образ, что культивировался долгие годы. День первый – защита Чернышевским магистерской диссертации. Тема, на пер-вый взгляд, вполне безобидна – «Эстетические отношения искусства к действительности», да и само событие, в общем-то, рядовое. Но это первое публичное выступление Черны-шевского на деле произведет эффект разорвавшейся бомбы, разделит общественное мне-ние на два лагеря. «Это была первая молния, которую он кинул», – так образно выразился один из современников, присутствовавших на защите, – Н.В.Шелгунов. Даже те, кто тогда понимал, что представления об искусстве «очень обветшали», не сразу смогли оценить новизну идей автора диссертации, другие, напротив, с восторгом приняли свержение «с пьедестала» всего «здания русской эстетики», творчески осмыслив и воплотив новые мысли в музыке и изобразительном искусстве. Диссертация – камень, брошенный в воду. Какую бурю, какие волны вызовет она, сколько копий будет позже сломано, какие при-знанные литературные авторитеты будут оппонировать Чернышевскому в его идеях! Справедливости ради нужно сказать, что многое из того, о чем будет говорить и писать Чернышевский, станет вызывать в обществе бурю эмоций, хотя иные мысли отчас-ти уже будут высказаны до него, но именно в его осмыслении и изложении они обретут такую ясность, такую особенно точную, законченную форму, что современникам остава-лось только либо принять их, либо выступить против. День второй – поездка Чернышевского к Герцену в Лондон. Поводом к ней по-служила статья Герцена «Очень опасно» в издаваемом им «Колоколе». Состоялась исто-рическая встреча двух общественных деятелей, во время которой произошло трагическое размежевание прогрессивных сил, стоящих за фигурой каждого из них. Поистине роковое размежевание возможных единомышленников. Интрига в том, что содержание беседы, имевшей впоследствии огромный общественный резонанс, самими участниками встречи не излагалось, и этот эпизод восстанавливался лишь по письмам и воспоминаниям людей, не присутствовавших при встрече. Еще один поворотный день в судьбе Чернышевского – гражданская казнь. Труд-но переоценить общественный резонанс, который имело это «публичное выступление», где им самим не было сказано ни слова. Общественная реакция была острой и у сторонни-ков, и у противников, а унизительная процедура обернулась возведением его на недося-гаемую высоту. Последний, завершающий эпизод выставки – отказ от помилования. Два послед-них эпизода как нельзя лучше представляют личность Чернышевского, в них особенно отчетливо прослеживается внутренняя логика его характера. Да, он готов взойти хоть на эшафот, готов погибнуть, но только отстаивая свои убеждения, только во благо человече-ства, но не как оболганный и несправедливо осужденный. И помилования просить он не хочет, оттого что вины нет. И он готов выдержать все – лишения, болезни, разлуку с детьми и женой, близкими ему людьми, оторванность от общественной деятельности. Неоднократно предпринимались попытки освобождения Чернышевского, не увенчавшиеся ничем. Но согласился бы сам Чернышевский на побег? Посетитель выстав-ки, определенно, найдет ответ. Через несколько месяцев после гражданской казни Чернышевский, обращаясь к жене, напишет: «Скажу тебе одно: наша с тобой жизнь принадлежит истории…» Он все-гда ощущал себя частью истории, и в известной степени, творцом ее, всегда чувствовал ответственность за то, к чему был причастен. Чувство, прямо скажем, сделавшее бы честь любому из ныне живущих политиков и общественных деятелей. На личность Чернышевского, его жизнь и деяния можно смотреть глазами совре-менников – сочувствующих и осуждающих, глазами потомков, то есть нашими глазами. Но чтобы верно расставить акценты, надо хорошо знать обстоятельства его жизни, его мысли и убеждения, которые он так отстаивал. Сделать это во многом поможет выставка «Несколько дней из жизни Николая Гавриловича Чернышевского», представляемая музе-ем-усадьбой. Следует отметить, что многие документы, живописные произведения, фото-материалы выставки из фондов музея, экспонируются достаточно редко, поэтому особен-но любопытно взглянуть на них. Смело можно высказать мысль, что выставка актуальна и для дня сегодняшнего, поскольку дает возможность в чем-то провести аналогию с нынешним непростым для страны временем, ответить на современные вопросы.

Ольга Прокофьева, научный сотрудник музея-усадьбы Н.Г.Чернышевского

Ждем Вас на выставке с 24 июля по 30 сентября 2013 года (кроме понедельника) с 10.00 до 17.00 часов, в четверг с 10 до 20.00.

<<<Назад

Музеи России Яндекс.Метрика