«Щедрый дар сердца…»
(К 100-летию со дня рождения А.П.Кибальникова)

22 августа 2012 г. исполняется 100 лет со дня рождения известного скульптора, члена Академии художеств СССР, Народного художника СССР, Лауреата Государственных премий, Почетного гражданина Саратова Александра Павловича Кибальникова.


Скульптор А.П.Кибальников за работой над бюстом Н.Г.Чернышевского
(Фото из основного фонда музея. Фот. А. и В. Леонтьевых)

Александр Павлович родился в деревне Орехово (Даниловский район Волгоградской области) в крестьянской семье. Совсем юным в 1927 г. он приехал в Саратов. С 1929 по 1933 гг. учился в Саратовском художественном техникуме (ныне Саратовское художественное училище имени А.П.Боголюбова) на живописном отделении под руководством талантливых художников-педагогов Е.В. Егорова, К.Г. Полякова, Л.К. Ивановского. Во время учёбы А.П. Кибальников сформировался как скульптор-реалист. С 1935 по 1937 гг. художник проходил службу в рядах Красной Армии. Здесь он по-настоящему увлекся портретом. После демобилизации жил некоторое время в Курске, где работал художником-декоратором в областном драматическом театре. Но еще больше времени он уделял скульптуре. Многих актеров театра запечатлел Александр Павлович в своих портретах, стремясь верно передать характер каждого из них.

В конце 1939 г. А.П. Кибальников возвратился в город своей юности — Саратов. Скульптор любил Саратов, с ним его очень многое связывало: первые и последние работы, творчество и семья - все было сосредоточено в этом городе. Внучка А.П. Кибальникова Надежда Грекова вспоминала, как однажды в московскую мастерскую скульптора пришли зарубежные гости. А мастерская у него, как у каменотеса, мастерового — глыбы гранита, цемент и глина, голая лампочка под потолком и табуреты, заляпанные раствором.

— Но где же ваше ателье? — спросили гости.

— Ателье у меня там, где стоят мои памятники, — ответил Кибальников. — А первое ателье — Саратов.

Именно здесь скульптор встретил свою будущую жену, с которой прожил всю жизнь и которую трепетно любил. Именно здесь у него был большой дом, с которым Александр Павлович не разрывал связи всю жизнь. У Кибальниковых всегда бывало много гостей: родственники, друзья, известные скульпторы, художники, артисты. Всем здесь были рады. А на праздники, когда в доме собиралась вся большая семья, устраивались домашние театральные постановки, все переодевались в костюмы, готовили сценки, пели и танцевали. Здесь же, в Саратове, находилась мастерская скульптора в здании Нижневолжской киностудии, где ныне расположен Дом Кино.

В Саратове А.П.Кибальников принял участие во Всесоюзном конкурсе на создание памятника Н.Г. Чернышевскому. В фондах музея сохранились изображения проекта памятника Н.Г. Чернышевскому работы А.П. Кибальникова совместно с архитектором Д.В. Карповым.


Проект памятника Н.Г.Чернышевскому под девизом «Золотой треугольник»


Тогда их проект получил вторую премию. Но война прервала работу художника над дальнейшим совершенствованием проекта. В эти годы карикатуры и плакаты А.П. Кибальникова регулярно появляются в «Саратовских окнах ТАСС». Тогда же художник создал цикл скульптурных произведений, посвященных воинам Советской Армии, партизанам. Скульптор создает композиции «Рабочий с автоматом» и «Народный мститель». Позже «Народный мститель» был установлен на одной из площадей Саратова. Первое время после войны Александр Павлович много работает над аллегорическими по своему характеру композициями, такими, как «Мир и труд — всему миру», «Непокоренный», которые могли бы, по замыслу автора, стать частью памятника подвигу советского народа. Заметно окрепло и мастерство А.П. Кибальникова как портретиста. Портреты артистов И.А. Слонова и С.М. Муратова (1946 и 1948 годов) говорили о глубоком внимании к психологии своих героев.

Александр Павлович никогда не брался за работу, если человек, скульптуру которого он собирался делать, не был близок ему по духу. В работах А.П.Кибальникова всегда изображены сильные личности, великие люди, герои, персонажи, за плечами которых подвиги. С давних пор вошёл в его жизнь Н.Г. Чернышевский. Но не тот Чернышевский, который возвратился в родной город больным и усталым после каторги и вилюйской ссылки. Воображение скульптора рисовало Н.Г.Чернышевского молодым, энергичным, желающим делать благо во имя народа и страны. По свидетельству современников, благородство душевное отражалось во внешнем облике Чернышевского. Скульптор представлял Николая Гавриловича, который по окончании Петербургского университета преподавал в Саратове словесность в мужской гимназии, окруженный восхищением и уважением своих учеников. Он верил в себя, но уже чувствовал, что будет бунт, и он непременно примет в нем участие. Н.Г.Чернышевский даже говорил своей возлюбленной – Ольге Сократовне Васильевой, что не смеет предложить ей свою любовь, потому что судьба его может оказаться трагичной. И романтическую окрыленность, первую любовь, и внутренний свет, которым жил Чернышевский, и его раздумья о будущем своей страны - все почувствовал А.П. Кибальников. Многие опыты, размышления, поиски отлились в законченный образ - памятник, который стал символом Саратова, куда приносят цветы, чтобы почтить память земляка. Монументальная скульптура открыта рядом с садом «Липки» в дни празднования 125-летия со дня рождения Н.Г. Чернышевского 26 июля 1953 года (ранее на этом месте находился бюст Н.Г.Чернышевского работы скульптора П.Ф.Дундука. Он изобразил Николая Гавриловича как мыслителя, носителя революционных идей. Бюст покрашен был черной краской, чтобы придать ему торжественный вид и предохранить от разрушения дождевой водой. Это был один из первых памятников нашему земляку, поставленный в нашей стране в первые годы Советской власти). Сама идея создания памятника возникла в 1935 г. Предполагалось изобразить фигуру в рост, высотой 8-10 метров, отлитая из металла, на пьедестале из естественного камня (гранит). Так в Саратове появился памятник Н.Г. Чернышевскому работы А.П.Кибальникова.


Памятник Н.Г.Чернышевскому. Скульптор А.П.Кибальников


Свободной, летящей красотой наделена бронзовая фигура на постаменте: волосы на ветру и сложенные на груди руки, взволнованная, темпераментная лепка скульптора. За создание скульптуры Н.Г. Чернышевского А.П. Кибальникову была присуждена Государственная премия СССР.

В последующие годы скульптор выполнил ряд работ для высотного здания Московского университета на Ленинских горах, затем создал памятник В.В. Маяковскому в Москве, за который в 1959 г. был удостоен Ленинской премии. В Рязани воздвигнут памятник самому задушевному русскому поэту С. А. Есенину, открытый в начале октября 1975 г. в честь 80-летия, для оформления его использовался редкий, привезённый из Памира серо-зеленый гранит.

А.П. Кибальников выполнил также несколько портретных бюстов, например, бюст М.М. Расковой (1943г.), А.Н. Радищева (1949г.). Но нам, хранителям памяти Н.Г.Чернышевского, отдельно хочется сказать о скульптуре совершенно уникальной, хранящийся в нашем музее: это бюст писателя из белого гипса.


Бюст Н.Г.Чернышевского (основной фонд музея)


Бюст был куплен музеем у самого скульптора в 1950 г. Эта работа потрясает своей могучей образностью, безупречным знанием законов анатомии и психологическим драматизмом. Образ Н.Г. Чернышевского передаёт большой накал чувств. В своей работе А.П. Кибальников смог показать тончайшие психологические особенности характера нашего великого земляка. Этот образ лег в основу памятника, воздвигнутого Н.Г. Чернышевскому в Саратове. Экспонат является раритетным, так как получен из рук автора и дышит духом того времени.

Но не только Россия знакома с творчеством А.П. Кибальникова. В 1961 г. перед фасадом одного из зданий ООН в Женеве установлена бронзовая фигура "К солнцу!", являющаяся символом всех народов мира. В 1968 г. А. П. Кибальников возглавил творческую группу по созданию грандиозного мемориального комплекса "Брестская крепость-герой", для Звездного городка создал четырехметровые фигуры "Наука" и "Прогресс".

В последние годы А.П. Кибальников работал над скульптурами-монументами: основателю Третьяковской галереи П.М. Третьякову и Н.Г. Чернышевскому для Москвы, портретом В.И. Ленина в мраморе для Никитского ботанического сада в Крыму, произведениями, входящими в мемориальный ансамбль "Брестская крепость".

Среди скульптур Саратова мы можем назвать не одну работу А.П. Кибальникова: памятник Н.Г. Чернышевскому (архитектор Н.П. Гришин); совместно с архитектором Ю.И. Менякиным сооружен памятник В.И. Ленину на площади Революции, установленный к 100-летию вождя; памятник А.Н. Радищеву, установленный у художественного музея А.Н. Радищева, даже последняя работа, выполненная мастером - памятник советскому писателю Константину Федину - в нашем городе. Маститый художник никогда не забывал и свою малую родину, ее живописную природу. Каждый год он приезжал в Даниловский район, где с детских лет мастерил свистульки и фигурки животных и людей из речной глины, залежами которой богата река Медведица.

В творчестве А.П. Кибальникова отразилась целая эпоха: гражданская и Великая Отечественная войны, образы политических и культурных деятелей России, первые полеты в космос, мирная жизнь. И все его работы, сделанные золотыми руками, прочувствованные сердцем, вошли яркой страницей в историю русской культуры. Вклад А.П. Кибальникова в отечественную культуру является примером для молодого поколения, свидетельствующим о том, как активная жизненная позиция, любовь к родине, годы труда дают человеку бессмертие…

22 августа 2012 г. в Музее-усадьбе Н.Г. Чернышевского в 16-00 состоится открытие выставки «Мои работы – на улицах и площадях…», посвящённая 100-летию со дня рождения А.П. Кибальникова.

Научный сотрудник фондов

Е.Н.Ризаева

<<<Назад

Музеи России Яндекс.Метрика