Д.Сапожникова,
зав. экспозиционным отделом
музея Н.Г.Чернышевского

Чернышевский: pro et contra

В истории нечасто встречаются личности, вокруг которых сталкивались бы и кипели такие страсти. Можно не любить Чернышевского; можно не читать его роман — далеко ушли те времена, когда всякая, не прочитавшая «Что делать?» гимназистка, могла прослыть дурой; можно вообще не знать, что Чернышевский — не только улица, но и знаменитая личность...

Но нельзя миновать это имя, обращаясь к одному из бурных периодов русской истории — к шестидесятым годам 19 века. Статьи Чернышевского с нетерпением ждали и в столице, и в провинции; его имя — в переписке многих его современников, его роман почти на тридцать лет становится едва ли не библией молодого поколения — и объектом глубокого неприятия противников...

Было ли что-то особенное в молодом провинциальном человеке, примерном сыне саратовского священника, выпускнике Петербургского университета, позднее — журналисте, сотруднике «Современника»? Почему одни, говорящие и пишущие о нем, исходили желчью, другие же почитали едва ли не святым? Чем он был страшен правительству?

На каком поле проходили эти битвы, разворачивались споры, в результате которых разрывались отношения, гибли дружбы, разрушались репутации и возникали кумиры? Этим полем были журнальные страницы. Это сражение шло по главным направлениям общественной мысли шестидесятых годов: освобождение крестьян от крепостной зависимости, отношения искусства и действительности; «новый человек» в литературе и жизни.

В русском обществе 1860-х годов, пробудившемся после тяжелого николаевского царствования, созрело понимание неотвратимости перемен. Единым был вопрос «ЧТО ДЕЛАТЬ?», но именно разногласия в предлагаемых способах решения насущных задач раскалывало общество на непримиримые станы.

Полемика, споры по поводу крестьянской реформы — это было главным, больным вопросом. Глубинные, существовавшие веками противоречия были связаны с непростой задачей - как освобождать крестьян? С выкупом за землю или с бесплатным наделением землей? Разрушался извечный жизненный уклад — и крестьянина, и помещика, и битва шла не на жизнь, а на смерть.

Но как могли быть такими яростными споры литераторов и философов на эстетические темы? Сугубо эстетическую диссертацию Чернышевского один из современников категорически объявил «дурным поступком».

И столь же неистово воспринималась современниками когорта «новых людей», героев романа «Что делать?», который Чернышевский написал уже после ареста, в Петропавловской крепости. Книгу проклинали, превозносили, подражали ее героям, запрещали, переписывали от руки, покупали за большие деньги…

Чернышевский оказался в эпицентре бурных событий шестидесятых годов. Журналист, центральный автор и соредактор «Современника» - самого влиятельного общественно-литературного журнала той поры — он активно выступал по насущным проблемам эпохи, обретая как соратников, так и яростных противников.

Непродуктивны попытки доказывать полную непогрешимость суждений «возмутителя спокойствия» - Чернышевского, что бывало в иные времена. Важно другое: и Чернышевскому, и его оппонентам случалось ошибаться в ожесточенной полемике на журнальных страницах; случалось, что противники искали и находили точки сближения. Важно увидеть активный, плодотворный, драматический процесс развития общества, битву, в которой рождалось иное общественное лицо России. Важен путь общественной мысли, общественной активности, общественного строительства, в котором судьба государства, судьба народа решалась в бурных спорах, основой которых была искренняя вера каждого участника в благотворность его воззрений. Важна значимость каждого элемента в пространстве этой борьбы, важно увидеть, что в многообразии мнений, суждений, теорий и идей рождается литература, рождается философия, рождается череда культурных феноменов, составляющих ныне богатство русской культуры, а из потока «нигилистов», хлынувшего на общественную арену, формируется гражданское общество.

Н.Г. Чернышевский в группе основателей «Литературного фонда».
Фотография Кучаева. 1860 год.
Слева направо сидят: А.В.Никитенко, А.А.Краевский, Е.П.Ковалевский, И.С.Тургенев, К.Д.Каверин, А.Д.Галахов; стоят: С.С. Дудышкин, Е.И.Ломанский, А.П.Заблоцкий-Десятовский, П.В.Анненков, Н.Г.Чернышевский, А.В.Дружинин.

<<<Назад

Музеи России Яндекс.Метрика