150 лет со дня выхода в свет романа Н.Г.Чернышевского "Что делать?"

Роман из равелина. Перечитываем заново

В нынешнем году исполнилось 150 лет роману Н.Г.Чернышевского «Что делать?». В музее-усадьбе Чернышевского к этой значительной дате приурочено открытие выставки, посвященной знаменитому произведению.

В одиночной камере мрачного Алексеевского равелина Петропавловской крепости, в ожидании приговора и неправедного судилища, Чернышевский создал свое самое оптимистичное произведение – роман «Что делать?». В нем великий просветитель убедительно показывал, как, уповая на безграничную силу разума, можно избежать вечного рокового конфликта интересов личного и общественного, преобразовать собственную человеческую натуру и общество.

Выставка предлагает посетителям словно бы «перечитать» роман заново, заново открыть его для себя. На выставке, автором которой является ст.научный сотрудник С.В.Клименко, представлены материалы из фондов музея – фотографии, иллюстрации к разным изданиям романа в XX веке, документы, письменные свидетельства современников, – позволяющие увидеть в романе автобиографические мотивы, понять, что же это за «теория расчета выгод», а главное, разгадать – что же именно в романе вызвало небывалый литературный и общественный резонанс. Думается, посетитель выставки найдет ответ на вопрос, по поводу чего признанные литературные авторитеты – И.Тургенев, Л.Толстой, Ф.Достоевский, Н.Лесков – вступили в полемику с автором и с его произведением.

Роман действительно произвел на современников эффект разорвавшейся бомбы. Вряд ли найдется в истории литературы хотя бы еще одно произведение, которое бы так повлияло на жизнь читателей. Было время, когда шестидесятники, а затем и другие поколения революционеров-демократов воспринимали роман как руководство к действию. Чтобы привести восторженные отклики на него не хватило бы и нескольких газетных страниц, правда, не меньше потребовалось бы и для откликов осуждающих. Молодежь знала роман наизусть. Журнальная версия романа сразу стала библиографической редкостью. Будучи запрещен к печати, он, порой не единожды, переписывался от руки (!), а изданный за границей, покупался за огромные по тем временам деньги. В кругах передовой молодежи роман был ценным подарком к значительному событию: свадьбе (!), окончанию учебного заведения и т.п.

Николай Чернышевский – одна из тех трагических и светлых личностей, посредством которых история осуществляет свое развитие, свое движение вперед. Он и сам всегда ощущал себя частью истории и ее творцом. Но, увы, как раз к таким людям история не всегда бывает справедлива. Удивительно, но и эту несправедливость Чернышевский предвидел, когда описывал своих «новых людей», призванных осуществить исторический прогресс, стать его орудием, а затем сойти со сцены. «…к ним, – пишет Чернышевский, – будут взывать: «спасите нас!», и что будут они говорить, будет исполняться всеми; еще немного… и станут их проклинать, и они будут согнаны со сцены, ошиканные и срамимые». Когда-то имя Чернышевского – известнейшего публициста и философа – революционеры-демократы начертали на своем знамени, по-своему истолковав его идеи. Был создан миф, сотворена готовая схема и в таком виде предложена широкой публике. Итог известен – олицетворенная идея поглотила живого человека.

В идеологическом ключе был разобран и роман: акценты расставлены, ярлыки развешены, а их критика не приветствовалась. Создание – роман – разделило судьбу своего создателя: от неимоверной славы – до тихого забвения. Сегодня роман без особого шума изъят из школьной программы. Но! Без учета личности Чернышевского, его деятельности нельзя представить отечественную историю и философию, а без его романа, как этапа в развитии художественного слова, невозможно изучение русского романа как жанра литературы. Без какой-либо натяжки, можно сказать: не будь романа «Что делать?», и романы Достоевского и Л.Толстого были бы другими.

М.Горький справедливо называл русскую литературу по преимуществу литературой вопросов. С мнением писателя сложно не согласиться. «Что делать?», «Кто виноват?», «Кому на Руси жить хорошо?», «Где лучше?» – все это названия весьма известных литературных сочинений. Но и, не вынося в заголовок своего произведения очередного «больного» вопроса современности, лучшие русские писатели непременно ставили этот вопрос в центре своих текстов. Русская литература, следуя заветам Пушкина и Белинского, как никакая другая связана с общественной жизнью своей страны, со своим народом, а посему обречена на мучительный поиск ответов на злободневные и вечные вопросы, перед страной стоящие.

Предлагаемая музеем выставка актуальна как никогда. Мы, сегодняшние читатели романа, «счастливее» читателей и критиков времен Чернышевского: над нами не довлеет непосредственная близость исторических событий, нам не мешает слишком живое их восприятие, такое, какое было у современников, что, безусловно, чем-то препятствовало объективным оценкам. Наш читатель дистанцирован во времени от той или иной эпохи, он вооружен историческим опытом, и благодаря этому «выгодному» положению может, не ревизуя уже сложившиеся взгляды или механически их отбрасывая, переосмыслить многое.

Выставка «Что делали в романе «Что делать?» вполне может претендовать на то, чтобы стать событием в культурной жизни нашего города: она приоткрывает завесу тайны над хорошо знакомым именем, к тому же на ней представлены материалы, среди которых есть редкие экспонаты – музейщики любят побаловать публику чем-то особенным. Словом, посещение выставки будет интересно и само по себе, и поможет перечитать заново роман из равелина.

Ольга Прокофьева

<<<Назад

Музеи России Яндекс.Метрика