Главная / Научная деятельность


   Особенностью музейной жизни двух последних десятилетий стали ежегодные чтения "Н.Г. Чернышевский и его эпоха", которые музей проводит совместно с СГУ, СПИ и другими вузами в дни памяти Н.Г. Чернышевского, начиная с 1978 года. В 1980-е годы чтения стали всесоюзными, в 1990-е - всероссийскими, а с конца 1990-х - международными.

   По результатам конференций изданы выпуски межвузовских научных сборников "Н.Г. Чернышевский. Статьи, исследования и материалы", "Н.Г. Чернышевский. История. Философия. Литература". Чернышевские научные чтения объединяют ученых разных отраслей знаний, занимающихся изучением России XIX века, ее культуры, экономики, литературы, политики, социологии и психологии.

   О переоценке некоторых положений в науке о Н.Г. Чернышевском, ранее казавшихся бесспорными, свидетельствуют содержание и постановка проблем в работах участников чтений: "Программа Н.Г. Чернышевского по преобразованию России (В.Ф. Антонов): "Проблема исторического прогресса в литературно-критических и социальных воззрениях Чернышевского" (Г.В. Макаровская): "Концепция "искренности в критике" и марксистская эстетика 1920-х годов" (Е.Г. Елина); "Проблема человека в философии Н.Г. Чернышевского (Я.Ф. Аскин, Р.Е. Миронова); "Чернышевский в советской историографии 1930-1950-х годов" (В.А. Твардовская).

   Новаторской постановкой проблем в особенности отличались чтения 1989 года, посвященные 100-летию памяти Н.Г. Чернышевского. Они были и самыми многочисленными по составу участников и слушателей. Актуально звучали такие философские темы, как "Идея морального обновления у Н.Г. Чернышевского (Р.Д. Клочковская, г. Саратов), "Н.Г. Чернышевский о революции в частной жизни" (Н.А. Тер-Геворкян, г. Краснодар): "Н.Г. Чернышевский: российская действительность с точки зрения всемирно-исторического процесса" (Э.В. Баркова, г. Волгоград) и другие. Историки предложили для обсуждения доклады: "Патриархи" российской бюрократии о трех этапах освободительного движения" (Р. Ш. Ганелин, г. С.-Петербург); "Русская адвокатура перед судом истории" (Н.А. Троицкий, г. Саратов), "Александр I и декабристы" (С.В. Мироненко, г. Москва): "Иезуиты и декабристы", "Личность Пестеля" (В.С. Парсамов, г. Саратов), "Внедекабристские тайные общества" (Б.С. Абалихин, г. Волгоград).

   В докладах и сообщениях ученых-филологов углублялась разработка проблем биографии, публицистики и романистки Н.Г. Чернышевского, продолжалось объективное, свободное от идеологизации, их изучение. Об этом отчасти свидетельствуют темы выступлений: "Что делать?" в историко-функциональном освещении" (Ю.У. Гуральник, г. Москва); "Диалогическая природа романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?" (М.В. Тихомиров, г. Иваново); "Тема наслаждения жизнью в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?" (М.В. Строганов, г. Калинин); "Игровое начало в поэтике Н.Г. Чернышевского (А.П. Ауэр, г. Коломна); "Психологический облик радикала 1840-х годов" (Б.Ф. Егоров, г. С.-Петербург).

   В работе XX-х - XXII-х чтений приняли участие ученые из Японии: Е. Имаи выступил с докладом "Н. Чернышевский и современные кооператоры Н.П. Баллин и А.И. Васильчиков", С. Нагано сделал сообщение о поэтике художественных произведений Н.Г. Чернышевского, Оя Он раскрыл тему "Ф.И. Тютчев и либерализация цензурной системы в России".

   Постоянными участниками конференций являются сотрудники музея, поддерживая традицию исследования проблем XIX века, заложенную основателями музея - М.Н. и Н.М. Чернышевскими.

   М.Н. Чернышевскому и истории основания музея посвящены публикации и выступления на конференциях Г.П. Мурениной и И.В. Пузанковой; теорией мемориализации дома Чернышевских занимается С.В. Клименко, выступавшая на различных конференциях с темами музееведческого характера, а также по проблемам изучения художественного своеобразия романа "Что делать?" и романа Ф.М. Достоевского "Идиот". О Н.И. Костомарове и Г.С. Саблукове, о проблематике "Очерков гоголевского периода русской литературы" сделала сообщения С.В. Беспалова, А.С. Озерянский посвятил свои творческие интересы А.Н. Пыпину. Им подготовлена, в частности, книга воспоминаний Пыпина "Мои заметки".

   В 1980-е годы в практике музеев появилась новая форма отношений с посетителями, основанная на трех главных принципах: просвещении, развлечении и воспитании. В сфере работы с детьми разного возраста утвердились такие формы игровых занятий, как "Музейная азбука", "Музейный всеобуч". Родившийся на практике термин "музейная педагогика", вскоре стал обозначать новую научно-прикладную дисциплину, теперь вошедшую в современные словари и учебники по музееведению и в планы повышения квалификации сотрудников музеев России.

   Проведено несколько научно-практических конференций на тему: "Музей в системе образования и воспитания". По итогам конференций было издано три сборника "Музейная педагогика", куда вошли статьи участников, в том числе сотрудников музея Н.Г. Чернышевского, авторов новых форм работы с детьми дошкольного и школьного возраста.

<<<Назад

Музеи России Яндекс.Метрика