Виртуальный музей романа "Что делать?" / История создания


   Как известно, роман "Что делать?" был написан Н.Г. Чернышевским в стенах Петропавловской крепости за 112 дней и опубликован в №3, 4, 5 журнала "Современник" за 1863 год с полной подписью автора. Взрывную революционную силу романа почувствовали лишь после того как произведение было опубликовано целиком. Цензор Бекетов, объявленный главным виновником пропуска романа в свет, был вынужден подать в отставку.
   После выхода романа "Что делать?" вспыхнула ожесточенная политика - не только критико-публицистическая, но и беллетристическая, длившаяся несколько лет; однако после этого в течении ряда десятилетий о Чернышевском в легальной печати возможны были лишь глухие упоминания и намеки.
Расширение цензурных возможностей после революции 1905 года позволило сыну писателя, М.Н. Чернышевскому, выпустить первое Полное собрание сочинений, куда вошли оба романа - "Что делать?" и "Пролог".
   Только после Великой Октябрьской социалистической революции ученым стали доступны материалы, захороненные в секретных архивах или сохранившиеся в частных собраниях. С тех пор появилась громадная научная литература.
   Роман "Что делать?" - отнюдь не простая иллюстрация тех политических и организационных идей, которые уже были высказаны Чернышевским в его критике и публицистике. Роман был той формой, в которой волновавшие его проблемы получили дальнейшую разработку, а идеи - проверку, уточнение и углубление.

   В процессе работы над "Что делать?" перед Чернышевским встал целый ряд новых проблем, кардинальных для духовных проблем и практических судеб русской разночинной интеллигенции. Чернышевский едва ли не первый подверг художественному анализу такие явления, как стремительно возросшая роль идей в общественной жизни, а в соответствии с этим - возрастающая роль мысли в психологии и в поведении отдельного человека.
   Причудливая и по-своему целостная структура "Что делать?" складываются из нескольких сюжетов, относительно самостоятельных. Они весьма своеобразно сплетены между собой не только движением авторской мысли, но и судьбой героини. Поставив в центре сквозного сюжета наиболее тяжкий случай (поскольку для женщины восхождение из "трущоб" к сознательной общественно-трудовой деятельности было куда труднее, чем для мужчины), Чернышевский тем самым еще раз подчеркивает, что предлагаемая им программа действия ("Что делать?") доступна к а ж д о м у человеку разумному человеку разночинской среды.
   Начало романа строится на вполне традиционном сюжетном мотиве.
   Вопреки распространенному мнению, Н.Г. Чернышевский и его положительные герои не устанавливают никаких "правил поведения", пригодных для любого случая жизни.
   Единственное правило нравственной жизни, признаваемое героями Чернышевского, вовсе не открытие романиста; оно опирается на многовековую традицию нравственной культуры: счастье для "порядочного человека" заведомо невозможно, если оно достигнуто за счет другого человека.
   Герои Чернышевского - "рационалисты", люди, верящие в безграничные возможности разума, при помощи вдумчивого анализа и самоанализа они стремятся избежать столь обычного расхождения между "благими намерениями" и жизненными результатами, так как сознают себя морально ответственными не только за свои побуждения, но также и за жизненные результаты своих поступков.
   По мысли Чернышевского, сила и глубина личных привязанностей - необходимая школа, в которой только и может развиваться настоящая любовь к человечеству.
   Вот почему семейно-психологический сюжет и является сквозным сюжетом романа.
   Глава "Особенный человек" тоже включает в себя самостоятельный "вставной" сюжет - историю духовного формирования Рахметова как профессионального революционера. Эта тема, войдя в роман вместе м Рахметовым, получает и дальнейшее сюжетное развитие, становясь "потайным", "эзоповским" сюжетом "Что делать?". Возникнув в третьей главе, эта "подводная" линия сюжета уже не исчезает до финала.
   Эти звенья "потайного" сюжета совершено свободны от какой бы то ни было иллюстрированности. Это интереснейшие творческие поиски и находки романиста, откровенно рассчитанные на активное сотворчество читателя. Пятая глава романа, названная "Новые лица и развязка", действительно содержит в себе "развязку", но лишь "открытого", семейно-психологического сюжета, который завершается торжеством новой этики в отношениях любви и брака. Но в "подводном течении" сюжета нарастает тема все более тесного взаимодействия легальных и конспиративных форм деятельности "новых людей".

[1]  [2]  [3]


Музеи России Яндекс.Метрика