Главная / Научная деятельность


Самосюк Г.Ф. - Из истории изучения и популяризации Н.Г.Чернышевского студентами филологического факультета СГУ


Скачать статью в формате Microsoft Word (*.doc)


Скачать статью в формате OpenDocument (*.odt)

     Середина и конец 1970-х годов – время наибольшего интереса к наследию и личности Николая Гавриловича Чернышевского: университет его имени гото-вился отметить 150-летие со дня рождения писателя, журналиста, критика, фи-лософа.

     Предложенная тема посвящена 90-летию музея потому, что почти вся ис-тория филологического факультета тесно соприкасается с историей музея Чер-нышевского. Успех учебной и научной работы студентов (и, конечно, препода-вателей) во многом зависит от степени этой близости. Постоянно проводились совместные конференции и совещания, на материалах фондов музея защища-лись дипломные сочинения, при участии музейных работников студенты изу-чали основы музееведения, наконец, филологический факультет значительно пополнял штат сотрудников музея.

     Что касается учебных занятий, то в лекционных курсах, спецсеминарах, на практических занятиях по истории русской литературы Х1Х века особое вни-мание уделялось наследию Чернышевского, его журнальной деятельности, нравственно-психологическим качествам, драматической судьбе гражданина и человека. Помимо программной научной литературы, на лекциях и семинар-ских занятиях преподаватели в разных жанрах (аннотация, реферат, рецензия, обзор) знакомили студентов с книгами и статьями саратовских ученых – А.П. Скафтымова, Е.И.Покусаева, Н.М.Чернышевской, А.А.Демченко. К 150-летию со дня рождения вышла первая часть научной биографии исследователя А.А.Демченко «Н.Г.Чернышевский», третье издание книги Н.М.Чернышевской «Н.Г.Чернышевский и Саратов», к середине 1980-х годов – мемуарная работа Н.М.Чернышевской «Н.Г.Чернышевский в моей жизни», продолжившая ее же «Повесть о Чернышевском». По-прежнему выходили (и выходят по сей день) сборники статей «Н.Г.Чернышевский. Статьи, исследования, материалы» (вна-чале издание редактировал Е.И.Покусаев, позже – А.А.Демченко). Все эти тру-ды широко вводились в учебную и научную работу со студентами.

     В просеминарских занятиях существовал специальный раздел, посвящен-ный основам музееведения. Работа по этому разделу проводилась при актив-ном содействии сотрудников Дома-музея Чернышевского. Нередко практико-валось проведение в музее рабочих заседаний всех форм учебных занятий, а также научных кружков, посвященных изучению литературно-критического и социально-философского наследия Чернышевского. Очень плодотворными ока-зывались занятия (к сожалению, достаточно редкие) участников спецсемина-ров в фондах библиотеки музея, знакомство с фотокопиями рукописей Чер-нышевского и Пыпина.

     Очень важным направлением в популяризации личности и творчества пи-сателя была подготовка сотрудниками кафедры студентов-лекторов по исто-рико-литературной тематике, связанной с жизнью и деятельностью Чернышев-ского. Одно время наши студенты осуществляли своего рода пилотные проек-ты – экскурсии по музею Чернышевского, а когда при кафедре русской литера-туры был создан научно-методический кабинет по изучению и пропаганде на-следия писателя, была подготовлена группа студентов для проведения консуль-таций для слушателей.

     В период прохождения педагогической практики студентами читались лекции о Чернышевском в старших классах школ, в Школе юного филолога, на подготовительных отделениях и курсах СГУ.

     В июле 1974 года студенты, посланные на сельхозработы, получили тексты лекций, разработанные сотрудниками кафедры и Музея Чернышевского: «Чер-нышевский в Саратове», «Жизнь и деятельность Чернышевского», «Чернышев-ский и Шевченко», «Дом-музей Чернышевского, в Саратове». Эти лекции в ос-новном подготовлены в семинаре А.А.Демченко «Проблемы изучения биогра-фии Чернышевского и русская литература». В других спецсеминарах (В.В.Прозоров, Г.Ф.Самосюк) разработаны темы «Чернышевский и Салтыков-Щедрин», «Чернышевский и М.Михайлов», «Чернышевский в Саратове: по-следний год жизни», «Чернышевский о Л.Толстом», «Дело Чернышевского», «Чернышевский и Добролюбов» и др.

     Студентам-заочникам, готовившим курс «Истории русской литературы Х1Х века» (часть II), было предложено подготовить публичную лекцию о Чер-нышевском и его современниках (консультант – Г.Ф.Самосюк) и прочитать ее по месту жительства. Студентам выдавались путевки общества «Знание», на корешке которых давалась оценка содержания предложенного материала и со-общалось о реакции слушателей (некоторые путевки сохранились). Результаты оказались приемлемыми, но это было уже не предъюбилейное время, а 1986 год…

     Многие годы на факультете функционировал литературно-краеведческий кружок, участники которого (под руководством А.А.Демченко) разработали к юбилею такие востребованные темы, как «Саратовский период жизни Черны-шевского», «Чернышевский и М.Воронов», «Михаил Чернышевский», и др. В целом было подготовлено свыше сорока студентов-лекторов.

     О популярности и историко-литературной значимости имени Чернышев-ского, его сподвижников и журнальных коллег свидетельствовали также ус-пешно защищенные дипломные работы: «Личность Чернышевского», «Чер-нышевский и Писемский», «Литература 18 столетия в оценках Чернышевско-го», «А.Н.Островский в интерпретации Чернышевского» и мн. др.

     Выпускники, специально изучавшие Чернышевского-писателя и критика, разъезжавшиеся в различные районы Саратовской области, оказались хороши-ми пропагандистами и популяризаторами его наследия и личности.

     Особо нужно отметить такое редкое явление, как организация Т.В.Оша-ровой студенческого кружка при ТЮЗе, который, в частности, принимал уча-стие в режиссерской подготовке спектакля «Новые люди» и его последующем обсуждении.

     Кафедрой русской литературы совместно с Домом-музеем Чернышевского летом 1977 года проведена экспедиция по местам ссылки Чернышевского в Сибири. Студентами был создан любительский цветной фильм (к сожалению, отражающий лишь Иркутск и Соляной завод), а также сделаны фотографии других мест заточения писателя. Текст подготовлен А.А.Демченко, В.В.Смирновой, сотрудницей музея, и, частично, А.Фокеевым, студентом V курса, кото-рому принадлежат съемки Иркутска и Соляного завода.

     Итогом этой экспедиции стало сообщение студентов О.Бояриновой, С.Куанчалиевым, Л.Козловой и М.Самохваловой, выступивших на кафедраль-ном дне, посвященном 150-летию со дня рождения Чернышевского.

     По результатам этой уникальной поездки в научно-методическом и учеб-ном кабинете Чернышевского создан стенд «По следам сибирской каторги и ссылки Чернышевского», где были представлены не только интереснейшие фотографии Иркутска, Александровского завода, Вилюйска, но и карта научной экспедиции студентов-филологов по местам поселений писателя. Из числа найденных материалов особое внимание привлекла «Инструкция для наблюде-ния за государственным преступником Чернышевским»

     В юбилейной университетской газете «Ленинский путь» (от 26 мая и 23 июня 1978г.) среди разнообразных по жанру статей и сообщений юбилейной тематики уделено внимание и работе студентов по пропаганде наследия Чер-нышевского. Как отмечено, ими прочитано сто двадцать лекций о личности и творчестве писателя, создана литературная композиция «Гражданский подвиг Чернышевского», исполнителями которой были студенты 4 курса («знакомые всё лица!»): Н.Ильина, В.Курьяков, Т.Носкова, А.Слаповский, К.Левиновский, Г. Масленникова, В.Шеболдина и другие (руководитель – Г.В.Макаровская). Любопытна опубликованная в газете заметка студентов Т.Жолобовой и И.Гу-ревич о восприятии Чернышевского учащейся молодежью (работа выполнена под руководством В.В.Прозорова).Участники театроведческого кружка, руко-водимого Т.В.Ошаровой, подготовили сообщение «Чернышевский и театр». Авторы его - студенты 3 курса Н.Извекова, Е.Савельева, О.Ускова, Л.Алексее-ва, Н.Скачкова, И.Панина и О.Спиридонова, выступившие на открытом заседа-ния студенческого театрального объединения на литературно-художественном вечере.

     Изредка научные статьи студентов (например, А.Мартыновой, В.Бельме-совой) публиковались в известном издании «Н.Г.Чернышевский. Статьи, ис-следования, материалы». М.Дьяковой составлен и напечатан указатель имен в вып.6 это го же сборника.

     Нужно отметить , что М.Дьяковой защищена совершенно свежая по мате-риалу дипломная работа «Николай Александрович Алексеев – исследователь Н.Г.Чернышевского», в которой, помимо биографии Алексеева, представлены и проанализированы неопубликованные письма ученого к Н.М.Чернышевской, а также его работа над рукописями писателя (сверка, расшифровка, передати-ровка) и издание им ранее не публиковавшихся произведений Чернышевского.

     Большую помощь в приобщении студентов к эпохе Чернышевского и его личности оказывала Научная библиотека университета. К 150-летнему юбилею в Отделе редких книг была открыта выставка «Прижизненные и первые изда-ния произведений Николая Гавриловича Чернышевского», сделанная, как все-гда, с тонким вкусом и на высоком профессиональном уровне. Оформлена так-же выставка «Чернышевский в трудах саратовских ученых».

     Обе эти выставки не только посещались студентами, но и подвергались аналитическим оценкам на учебных встречах. Предлагалось, например, напи-сать письменный отзыв об увиденном и услышанном, что, естественно, застав-ляло мыслить, неформально подходить к книжно-иллюстративному материалу, к именам ученых, живших и живущих в сознании и памяти молодых людей иной эпохи.

     Конечно, взлет интереса и внимания к фигуре Чернышевского в конце 70-х годов прошлого века подогревался его юбилеем. Кроме того, на филфаке рабо-тал спецсеминар по Чернышевскому, которым руководил большой знаток его творчества, истории семьи и музея Чернышевского, крупный исследователь-архивист, инициатор многих начинаний – Адольф Андреевич Демченко.

     Вплоть до 180-летнего юбилея наблюдался некоторый спад внимания к этой уникальной личности, но имя Чернышевского никогда не исчезало из па-мяти и сознания студенчества хотя бы потому, что университет носит его имя, и возвращение к эпохе Чернышевского, к его трудам всегда было и есть при-оритетным направлением учебной и научной деятельности студентов филоло-гического факультета – ныне Института филологии и журналистики СГУ. По-прежнему актуальной является тема, требующая серьезных усилий молодых ученых, в том числе и студентов, – «Опыт создания социально-психологического, нравственного и творческого портрета Чернышевского».

DSC03162.JPG DSC03165.JPG

<<<Назад

Музеи России Яндекс.Метрика